Добавить свой реферат
Сочинения
Рефераты
Краткие изложения
Расчет производительности труда
[url=https://myborder.ru/plaginy-wordpress/plagins-tables/]таблицы данных[/url] - запрещенные url...
 JamesSog 2019-03-21
Расчет производительности труда
[url=https://aliard.com/countries/spain/]отдых в испания[/url] - туры в шри ланку из киева, отдых в...
 Jerrypal 2019-03-21
Основы развития логистики
[url=https://gtsoneplusone.com/]перевод документов[/url] - перевод документов на немецкий язык,...
 LeonardRig 2019-03-21
Расчет производительности труда
[url=https://gtsoneplusone.com/]бюро переводов GTS 1+1[/url] - бюро переводов GTS 1+1, письменный...
 LeonardBor 2019-03-20
Основы развития логистики
[url=https://aliard.com/countries/turkey/]https://aliard.com/countries/turkey/[/url] - туры в...
 Jerrytuh 2019-03-20
 
 

Психология, социология, философия  -  Философия Фейербаха

Раздел: Рефераты >> Психология, социология, философия

Вступление.
Традицию философствования классического типа продолжил в Германии в середине XIX в. Людвиг Фейербах (18041872).
Для Германии 30-х годов философское кредо Фейербаха оказалось не совсем традиционным: он резко и решительно отверг идеализм своих великих предшественников (Фихте, Шеллинга, Гегеля) и объявил себя материалистом и атеистом. На общем философском фоне практически безраздельного господства идеализма и более чем уважительного отношения к религиозным традициям столь крутой поворот не мог не привлечь внимания. Фейербах оказался смелым и очень своевременным философом. После тяжеловесных, громоздких, усложненных донельзя, а то и просто невнятных фихтеанских и гегелевских конструкций, мысли Фейербаха были просты и наглядны, они представлялись возвращением к здравому смыслу, спуском с заоблачных высот туманных абстракций на живую и грешную землю. Буквально в течение нескольких лет с момента выхода его основных работ К критике философии Гегеля (1839) и Сущность христианства (1841) Фейербах сделался необыкновенно популярен чуть ли не во всей образованной Европе (в том числе и в России).
Глава 1
Анализируя исходные посылки гегелевской системы, Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теологией. Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена Богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть абстрактным существом (Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Т. 1,с. 128). Критика Фейербахом философии Гегеля идет, прежде веете, по линии ее идеалистических предпосылок, сближающих философию с религией. По мнению Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистическая философия Гегеля имеют общие корни. Они возникают в результате отчуждения, объективирования, то есть абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами человеческого рода являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Бесконечная или божественная сущность, пишет он в работе Сущность христианства, есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо (Фейербах Л. Избр. филос. произв., М., 3955. Т. 2, с. 320). Так, в сознании совершается переворачивание действительных отношений: подлинный творец Бога человек ставится в зависимость от последнего. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стремится возродить у человека чувства самоутверждения и достоинства. И сделать это, по его мнению, можно только на основе материалистического мировоззрения.
При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие материя. Этот термин, как и само понятие материализм, кажется ему неприемлемыми в силу сложившегося в общественном сознании отрицательного к ним отношения. Фейербах вместо понятия материя предпочитает использовать понятие природа. Поэтому может быть более целесообразней его мировоззрение называть натурализмом. Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она независима ни от Бога, ни от какой-либо философии.
Натурализм в философских системах может принимать космический характер. Так было в философии античности и эпохи Возрождения. Натурализм в системе Л. Фейербаха носит автропологический характер, В центре философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. Новая философия превращает человека, включая в природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии (Фейербах Л. избр. филос. произв., М., 1955, т. 1, с. 202). Философское учение Л. Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека. пО преимуществу, как духовное существо. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в системе Л. Фейербаха это не познающее мышление и не абсолютный дух, мировой разум, а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Фейербах стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеализм. Я у Фейербаха это не просто духовное и мыслящее начало, а человек обладающий телом и мыслящей головой, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта в системе Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Однако, Фейербах не замыкается на натуралистическом описании субъекта, он пытается преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто Я, но и другого человека. Идеализм прав, писал он, в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из Я, без чувственного данного Ты. Идеи возникают только из общения между людьми, только из разговора человека с человеком (Фейербах Л. Изб. фиЛос. произв., М., 1955, т. 1, с. 190). Таким образом, чувственность в его системе рассматривается не как натуральная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. В ходе этого общения и совместной деятельности субъективные и частные определения человеческой природы поднимаются до всеобщих объективных определений, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих способностей. Это значит, что человек, отправляя функции рода превратил сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей
Размер: 5 Kb
Закачек:0
Отзывов:пока нет
Скачать 
Мнения о реферате:
Ваше имя
Комментарий
 Рекомендую
 Нейтральный
 Не рекомендую
Самые популярные из раздела Рефераты >> Психология, социология, философия
Рефераты >> Психология, социология, философия >> Философские аспекты теории относительности62 Kb
скачать
Читать полностью
Рефераты >> Психология, социология, философия >> Поведение людей115 Kb
скачать
Читать полностью
Рефераты >> Психология, социология, философия >> Мышление130 Kb
скачать
Читать полностью
Рефераты >> Психология, социология, философия >> Философские основы кибернетики и методология ее применения в военном деле35 Kb
скачать
Читать полностью
Рефераты >> Психология, социология, философия >> Шпаргалки по предмету социология80 Kb
скачать
Читать полностью